Что такое маркетплейс

Маркетплейс Справочник

В этой статье мы расскажем что такое маркетплейс простым языком.

В условиях карантинных ограничений в последние годы все большее влияние в мире набирают маркетплейсы. В этой статье мы поговорим о том, что же такое «современный маркетплейс», какие преимущества и недостатки торговли на этой электронной площадке и какие выгоды вы можете получить от подобных каналов продаж.

Маркетплейс – это…

Исследования рынка и социологические опросы подтверждают, что крупные маркетплейсы, как Амазон и Алиэкспресс, генерируют около половины от всех продаж в интернете. А аналитическая компания Forrester Research сделала вывод, что к концу 2022 года этот показатель увеличится до 70%. Давайте разбираться, почему все больше торговых компаний и частных предпринимателей переходят в формат интернет-торговли.

Итак, маркетплейс – это интернет- платформа, которая дает возможность продавцам искать покупателей для своего товара или услуг, а покупателям совершать безопасные сделки. Хорошим примером маркетплейса является Aliexpress, Amazon, Lamoda, Wildberries, Ozon, OLX и другие.
Многие маркетплейсы зарабатывают на продаже собственных товаров, плюс получают комиссионные от сделок других продавцов.

Чаще всего маркетплейсы берут на себя продвижение размещенных товаров. Некоторые из них, к примеру, Prom.ua предлагают своим клиентам платную услугу продвижения их товаров или услуг внутри самой площадки. Вам нужно только выбрать параметры продвижения и внести плату за определенный период.

Существует несколько основных видов маркетплейсов:

Горизонтальные маркетплейсы

Специализируются на продаже товаров или услуг одной направленности. Например, магазины, специализирующиеся на продаже товаров для хобби и творчества, как «Ярмарка Мастеров».

Вертикальные маркетплейсы

Магазины, которые продают товары одного типа. Такие маркетплейсы заточены под одну услугу. Это может быть, к примеру, служба такси или службы доставки цветов. Хорошим примером вертикального маркетплейса является Яндекс Такси.

Глобальные маркетплейсы

Магазины, которые продают разнотипные товары. Хорошим примером глобального маркетплейса можно назвать Беру, Wildberries.

В зависимости от участников торговли различают такие типы маркетплейсов:

В2В (business-to-business)
Предназначены для взаимодействия между предпринимателями. Хорошим примером такого маркетплейса можно назвать площадку Alibaba.

В2С (business-to-customer)
Такие площадки предлагают товары напрямую физическим лицам. Примером можно назвать маркетплейс Lamoda.

С2С (customer-to-customer)
На подобных площадках все пользователи равны. Взаимодействие происходит только между физическими лицами. Примером таких ресурсов являются olx.ua и Airbnb.com. Маркетплейс в этом случае выступает только в качестве агрегатора предложений.

Алгоритм работы с маркетплейсом

Как выглядит алгоритм работы с торговыми площадками?

При работе со всеми маркетплейсами соблюдается несколько основных правил, необходимых для честного сотрудничества:

Существует две основные схемы продаж на маркетплейсах.

Это FBS и FBO. При схеме FBS хранит, комплектует и упаковывает товары продавец. А при схеме FBO эти функции делегируются торговой площадке.

FBS предусматривает, что вы сами содержите собственный склад, следите за остатками и загружаете карточки товаров на страницу маркетплейса.

Для FBO вам нужно отгрузить товар на склад маркетплейса. При этом вам нужно будет оплачивать хранение вашего товара на складе даже в тех случаях, когда товар не продается.

Прежде, чем начать торговлю, вам нужно выложить описание товара и его фото на сайте партнера.

Маркетплейс продает ваши товары либо же ищет для вас покупателя. Если речь идет об услуге, то площадка направляет клиента к исполнителю, исполняя роль оператора.

Партнер перечисляет вам деньги в течение срока, оговоренного договором.

Коммерческие схемы сотрудничества поставщика и маркетплейса.

Владельцы маркетплейсов имеют разные подходы к монетизации торговых площадок. Существуют пять основных схем:

Самая распространенная бизнес-модель – это комиссия. Она заключается в том, что продавец платит торговой площадке определенный фиксированный процент с каждой заключенной сделки. Но некоторые маркетплейсы дополнительно может брать оплату за хранение товара на своем складе и упаковку товара.

Плата за размещение предполагает, что продавец оплачивает каждое размещение объявления. По такому принципу работает Avito.

Подписка, при которой участники торговой площадки платят за доступ к предложениям. Чаще всего по такой схеме работают торговые площадки С2С — коммерции. Примером может выступать сервис, где за отдельную плату предлагаются расширенные возможности для поиска удобного жилья.

Премиальное продвижение объявлений. В этом случае пользователи площадки платят за то, чтобы их объявления были на первом месте и/или попадали на первые страницы сайта для лучшего поиска.

Преимущества работы с маркетплейсом

Какие преимущества сотрудничества с маркетплейсами.

Несмотря на все сложности, сотрудничество с маркетплейсами выгодно для поставщиков.

Вы можете добиться серьезного масштабирования своего бизнеса. Некоторые маркетплейсы позволяют выйти на международный уровень без существенного вложения средств со стороны поставщика. Такие маркетплейсы работают на несколько стран, позволяя вам продавать свои товары по всему миру. Это Wildberries, Lamoda.

Привлечете огромное количество уникальных посетителей. Поэтому работа на маркетплейсах выгодна для малого и среднего бизнеса. Такие раскрученные площадки, как Wildberries, в среднем имеют по нескольку миллионов посетителей в сутки, обеспечивая вашему магазину постоянный приток потенциальных клиентов.

На маркетплейсе продажи начинаются с первого дня. Поэтому размещение здесь витрины намного выгоднее, чем содержание собственного сайта, на раскрутку которого может уйти до 6 месяцев.

Маркетплейсы предлагают готовые отработанные на практике схемы продаж, обеспечивающие вам новые сделки.

Маркетплейс гарантирует безопасность сделок.
Какие недостатки сотрудничества с маркетплейсами
Размещение товаров на маркетплейсах несет некоторые трудности и имеет недостатки, о которых нужно обязательно упомянуть.

Высокая конкуренция. На торговой площадке может собраться сотня продавцов, предлагающих товар одного типа. Поэтому продавцу приходится или существенно снижать цену, или же платить площадке за продвижение.

Зависимость от установленных торговой площадкой правил. За нарушение этих правил ваш магазин могут заблокировать или оштрафовать.

На некоторых маркетплейсах продавцу нужно платить процент от каждой следки. При этом процент может варьироваться в зависимости от категории товара. Например, Ozon — от 5% до 25% в зависимости от категории товара, но не ниже минимальной суммы. Также взимаемая площадкой сумма не должна превышать стоимости самого товара.

Чтобы продукция всегда была в наличии, вам нужно сразу отгрузить большую партию на склад маркетплейса или же хранить большой запас у себя на складе.

Если вы собираетесь продавать уникальный или узкоспециализированный продукт – есть резон воспользоваться услугами нескольких торговых площадок. Существует вероятность, что продажи могут пойти только с одной из них.

Как подключить компанию к маркетплейсу?

Начать сотрудничество с одной из торговых площадок достаточно просто. Для быстрой регистрации вам необходимо соблюдать ряд условий:

Практисеки все российские торговые площадки работают только с юридическими лицами или ИП. С физлицами и самозанятыми работают единицы.

При выборе конкретной площадки важно учесть:

  • количество ваших прямых конкурентов;
  • условия размещения;
  • условия выплат за совершенные сделки;
  • репутация маркетплейса;
  • размеры комиссии;
  • качество доставки, есть ли возможность возврата товара.

Зарегистрируйтесь на маркетплейсе или обратитесь к сайту-посреднику. В качестве посредника может выступить компания, которая проанализировав ваш ассортимент, поможет выбрать подходящий маркетплейс или зарегистрировать вас сразу на нескольких торговых площадках.

По требованию торговой площадки предоставьте для ознакомления официальные документы. У вас могут спросить:

  • учредительные документы;
  • сертификаты качества и сертификаты соответствия на продукцию;
  • регистрационные документы.

Следующим шагом загрузите фото и заполните карточки товаров. Вы можете заполнить информацию самостоятельно или обратиться за помощью к посредникам. После этого, нужно будет немного подождать, пока ваш магазин пройдет модерацию. После проверки вы можете получить рекомендации по улучшению вашего магазина.

Не забывайте своевременно модерировать отзывы и комментарии.

Кроме того, часть маркетплейсов выдвигает собственные особенные требования к продавцам некоторых товаров:

«Яндекс.Маркет» ввел ограничения на продажу ювелирных изделий. Вы можете выставлять на продажу ювелирные украшения только в том случае, если ваша компания зарегистрирована в Пробирной палате.

Lamoda сотрудничает только с теми компаниями, которые имеют собственный товарный знак или разрешение на использование товарного знака от правообладателя.

Goods не предоставляет услуги складского хранения. Товар забирает курьер непосредственно у поставщика для дальнейшей передачи покупателю.

Вывод

На сегодняшний день маркетплейс – это будущее торговли. Торговые площадки в интернете смело можно использовать для получения дополнительных продаж. Это сильные игроки в сегменте E-commerce, обладающие быстро растущей популярностью.

Оцените статью
Маркетплейс справочник
Добавить комментарий